-
Цепочка поставок обозначает цепочку субъектов и видов деятельности, задача которой – предоставить заказчику продукцию и услуги. Вся цепочка поставок может быть представлена пятью основными процессами: закупки, производство, распределение, контакты с заказчиком, и все они охватываются планированием.
В более широком смысле термин «Цепочка поставок» обозначает также концепцию развития, нацеленную на оптимизацию этой цепочки.
Что ее характеризует:
- Трансверсальный подход, ориентированный скорее на процессы, чем на профессиональное мастерство.
- Общее представление, опирающееся на интеграцию программных средств и обмен данными.
- Практический подход: для каждого отдельного случая мы применяем лучшее решение.
Для предприятия двумя основными аспектами успешной работы Цепочки поставок являются:
- Снижение потребности в оборотном капитале за счет сокращения запасов (быть рентабельным и иметь возможность инвестировать в исследования и модернизацию производства).
- Повышение качества обслуживания клиентов путем управляемого планирования производством.
По сведениям Совета по цепочкам поставок (CSC – Supply Chain Council), результаты показывают, как правило, сокращение запасов в размере 50% вместе со значительным улучшением уровня обслуживания (чтобы узнать больше, см. в Интернете пример французской компании LVMH). Кроме того, прозрачность, обмен информацией между дирекциями и их совместная работа через органы ОСП, ПКП и ОПП объединяют.
Устоявшийся План производства, где изменения переходят в разряд исключений, позволяет оптимизировать производительность инструмента, расходных материалов и вносит значительный вклад в сокращение запасов, незавершенного производства и некачественных изделий.
Развертывание цепочки поставок подводит предприятие к организации, где все участники выигрывают в ясности и эффективности при очевидном значительном повышении его производительности и финансовой доходности.
-
Материально-техническое снабжение является частью коммерческой деятельности предприятия, в которую входят также сбыт, логистика и маркетинг.
Материально-техническое снабжение (МТС) – это деятельность, направленная на обеспечение предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы в плановом периоде с минимальными издержками. Плановыми периодами в МТС предприятия являются год, полугодие, кварталы, месяцы.
Производственный процесс имеет три основные стадии: снабжение, производство, сбыт. Материально-техническое снабжение, являясь первой стадией производственного цикла «снабжение-производство-сбыт», обеспечивает материальную основу изготовления продукции. От материально-технического снабжения зависит ритмичность, эффективность, качество, затраты и себестоимость выпускаемой продукции, прибыль и финансовые результаты предприятия.
Главной задачей материально-технического снабжения является своевременное и оптимальное обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
Содержание работы по материально-техническому снабжению включает три направления:
1. Планирование:
• изучение внутренней и внешней среды предприятия и рынка материальных ресурсов;
• прогнозирование и определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде;
• планирование оптимальных хозяйственных связей с поставщиками;
• оптимизация производственных запасов;
• планирование потребности и установление лимитов отпуска материалов цехам;
• оперативное управление снабжением.
2. Организация:
• сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках, аукционах, тендерах и т.п.;
• анализ всех источников удовлетворения потребностей предприятия в ресурсах и выбор наиболее оптимальных;
• выбор поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
• заключение договоров с транспортными организациями на доставку материальных ресурсов на предприятие;
• формирование заказов;
• организация завоза ресурсов на предприятие;
• организация складского хозяйства для хранения материальных ресурсов;
• обеспечение цехов, участков и рабочих мест необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами.
3. Контроль:
• за выполнением договорных обязательств поставщиков и транспортных организаций;
• за расходованием материальных ресурсов на предприятии;
• входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
• контроль за производственными запасами;
• выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям:
• анализ работы службы снабжения и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Материально-техническое снабжение предприятия включает управление закупками и закупочную логистику.
Закупки – коммерческая деятельность предприятия, направленная на закупку необходимых в плановом периоде материальных ресурсов по конкурентоспособным ценам.
Управление закупками и снабжением включает прогнозирование, оптимальное планирование, организацию, контроль и регулирование закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие в течение планового периода в соответствии с планами производства и реализации продукции.
Субъектами закупок являются предприятия и организации-потребители материальных ресурсов и предприятия и организации-поставщики материальных ресурсов (предприятия-изготовители материальных ресурсов и торговые посредники). Объектами закупок являются материальные ресурсы и платежные средства.
Целью закупок является обеспечение предприятия всеми необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами в нужное время, в нужном количестве и качестве и с минимальными затратами.
Основными задачами закупок являются:
– исследование рынка материальных ресурсов;
– определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде (год, кварталы, месяцы);
– планирование закупок по срокам, ассортименту, количеству и качеству материальных ресурсов;
– поиск поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
– контроль поставок и оплаты материальных ресурсов предприятием;
– повышение эффективности закупочной деятельности предприятия.
Основными видами материальных ресурсов, закупаемых предприятиями, являются предметы и средства труда. Предметы труда – сырье, материалы, топливо, комплектующие, полуфабрикаты. Средства труда – станки, машины, оборудование, инструменты, приборы и др.
Сырье – предметы труда, еще не прошедшие промышленной обработки (руда, нефть, древесина, зерно и т.д.).
Материалы – предметы труда, которые прошли промышленную обработку. Они делятся на основные и вспомогательные.
Основные материалы – предметы труда, которые служат материальной основой выпускаемой продукции.
Вспомогательные материалы – предметы труда, способствующие осуществлению производственного процесса (смазочные масла, лаки и др.).
Полуфабрикаты – предметы труда, прошедшие промышленную обработку и требующие ее продолжения.
Комплектующие – предметы труда, которые целиком входят в готовую продукцию в процессе ее сборки и монтажа (детали, подшипники, двигатели и др.).
Топливо и энергия – различные виды топлива, электрическая и тепловая энергия.
В рыночных условиях закупки предприятий основаны на товарно-денежных отношениях и коммерческих связях с поставщиками материальных ресурсов. Предприятия-потребители заключают с поставщиками договора на поставку материальных ресурсов и осуществляют их оплату.
Для осуществления закупок и материально-технического снабжения на предприятиях создаются отделы снабжения, закупок и логистики, которые обычно подчиняются заместителю директора по коммерческим вопросам, материально-техническому снабжению и логистике.
Материально-техническое обеспечение производства – рационально организованная система обеспечения цехов, участков и рабочих мест предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы. Эта система позволяет создавать и поддерживать на оптимальном уровне запасы предметов труда в цехах, на участках и рабочих местах. Эти задачи в настоящее время относятся к сфере производственной логистики.
Задачами материально-технического обеспечения производства является оптимальное управление материальными потоками внутри предприятия, в т.ч.:
1. Материальными потоками, поступающими со складов сырья и материалов в цехи, участки и рабочие места предприятия;
2. Незавершенным производством – предметами труда, которые находятся в процессе обработки в цехах предприятия.
3. Неоконченной продукцией – предметами труда, которые переходят для обработки из одного цеха в другой цех предприятия.
4. Готовой продукцией, которая поступает на склад готовой продукции для ее продажи потребителям.
Решение этих задач осуществляется на основе 4-х правил логистики.
В систему материально-технического обеспечения производства входят: служба снабжения, закупок, закупочной логистики, склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, неоконченной и готовой продукции, подъемно-транспортное оборудование, персонал, информационные системы, система планирования и управления и все виды материальных ресурсов предприятия.