Поставка

  • Цепочка поставок обозначает цепочку субъектов и видов деятельности, задача которой – предоставить заказчику продукцию и услуги. Вся цепочка поставок может быть представлена пятью основными процессами: закупки, производство, распределение, контакты с заказчиком, и все они охватываются планированием.

    В более широком смысле термин «Цепочка поставок» обозначает также концепцию развития, нацеленную на оптимизацию этой цепочки.

    Что ее характеризует:

    • Трансверсальный подход, ориентированный скорее на процессы, чем на профессиональное мастерство.
    • Общее представление, опирающееся на интеграцию программных средств и обмен данными.
    • Практический подход: для каждого отдельного случая мы применяем лучшее решение.

    Для предприятия двумя основными аспектами успешной работы Цепочки поставок являются:

    • Снижение потребности в оборотном капитале за счет сокращения запасов (быть рентабельным и иметь возможность инвестировать в исследования и модернизацию производства).
    • Повышение качества обслуживания клиентов путем управляемого планирования производством.

    По сведениям Совета по цепочкам поставок (CSC – Supply Chain Council), результаты показывают, как правило, сокращение запасов в размере 50% вместе со значительным улучшением уровня обслуживания (чтобы узнать больше, см. в Интернете пример французской компании LVMH). Кроме того, прозрачность, обмен информацией между дирекциями и их совместная работа через органы ОСП, ПКП и ОПП объединяют.

    Устоявшийся План производства, где изменения переходят в разряд исключений, позволяет оптимизировать производительность инструмента, расходных материалов и вносит значительный вклад в сокращение запасов, незавершенного производства и некачественных изделий.

    Развертывание цепочки поставок подводит предприятие к организации, где все участники выигрывают в ясности и эффективности при очевидном значительном повышении его производительности и финансовой доходности.

  • Материально-техническое снабжение является частью коммерческой деятельности предприятия, в которую входят также сбыт, логистика и маркетинг.

    Материально-техническое снабжение (МТС) – это деятельность, направленная на обеспечение предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы в плановом периоде с минимальными издержками. Плановыми периодами в МТС предприятия являются год, полугодие, кварталы, месяцы.

    Производственный процесс имеет три основные стадии: снабжение, производство, сбыт. Материально-техническое снабжение, являясь первой стадией производственного цикла «снабжение-производство-сбыт», обеспечивает материальную основу изготовления продукции. От материально-технического снабжения зависит ритмичность, эффективность, качество, затраты и себестоимость выпускаемой продукции, прибыль и финансовые результаты предприятия.

    Главной задачей материально-технического снабжения является своевременное и оптимальное обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
    Содержание работы по материально-техническому снабжению включает три направления:

    1. Планирование:

    • изучение внутренней и внешней среды предприятия и рынка материальных ресурсов;
    • прогнозирование и определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде;
    • планирование оптимальных хозяйственных связей с поставщиками;
    • оптимизация производственных запасов;
    • планирование потребности и установление лимитов отпуска материалов цехам;
    • оперативное управление снабжением.

    2. Организация:

    • сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках, аукционах, тендерах и т.п.;
    • анализ всех источников удовлетворения потребностей предприятия в ресурсах и выбор наиболее оптимальных;
    • выбор поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
    • заключение договоров с транспортными организациями на доставку материальных ресурсов на предприятие;
    • формирование заказов;
    • организация завоза ресурсов на предприятие;
    • организация складского хозяйства для хранения материальных ресурсов;
    • обеспечение цехов, участков и рабочих мест необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами.

    3. Контроль:

    • за выполнением договорных обязательств поставщиков и транспортных организаций;
    • за расходованием материальных ресурсов на предприятии;
    • входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
    • контроль за производственными запасами;
    • выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям:
    • анализ работы службы снабжения и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.

    Материально-техническое снабжение предприятия включает управление закупками и закупочную логистику.

    Закупки – коммерческая деятельность предприятия, направленная на закупку необходимых в плановом периоде материальных ресурсов по конкурентоспособным ценам.

    Управление закупками и снабжением включает прогнозирование, оптимальное планирование, организацию, контроль и регулирование закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие в течение планового периода в соответствии с планами производства и реализации продукции.

    Субъектами закупок являются предприятия и организации-потребители материальных ресурсов и предприятия и организации-поставщики материальных ресурсов (предприятия-изготовители материальных ресурсов и торговые посредники). Объектами закупок являются материальные ресурсы и платежные средства.

    Целью закупок является обеспечение предприятия всеми необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами в нужное время, в нужном количестве и качестве и с минимальными затратами.

    Основными задачами закупок являются:

    – исследование рынка материальных ресурсов;
    – определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде (год, кварталы, месяцы);
    – планирование закупок по срокам, ассортименту, количеству и качеству материальных ресурсов;
    – поиск поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
    – контроль поставок и оплаты материальных ресурсов предприятием;
    – повышение эффективности закупочной деятельности предприятия.

    Основными видами материальных ресурсов, закупаемых предприятиями, являются предметы и средства труда. Предметы труда – сырье, материалы, топливо, комплектующие, полуфабрикаты. Средства труда – станки, машины, оборудование, инструменты, приборы и др.

    Сырье – предметы труда, еще не прошедшие промышленной обработки (руда, нефть, древесина, зерно и т.д.).

    Материалы – предметы труда, которые прошли промышленную обработку. Они делятся на основные и вспомогательные.

    Основные материалы – предметы труда, которые служат материальной основой выпускаемой продукции.

    Вспомогательные материалы – предметы труда, способствующие осуществлению производственного процесса (смазочные масла, лаки и др.).

    Полуфабрикаты – предметы труда, прошедшие промышленную обработку и требующие ее продолжения.

    Комплектующие – предметы труда, которые целиком входят в готовую продукцию в процессе ее сборки и монтажа (детали, подшипники, двигатели и др.).

    Топливо и энергия – различные виды топлива, электрическая и тепловая энергия.

    В рыночных условиях закупки предприятий основаны на товарно-денежных отношениях и коммерческих связях с поставщиками материальных ресурсов. Предприятия-потребители заключают с поставщиками договора на поставку материальных ресурсов и осуществляют их оплату.

    Для осуществления закупок и материально-технического снабжения на предприятиях создаются отделы снабжения, закупок и логистики, которые обычно подчиняются заместителю директора по коммерческим вопросам, материально-техническому снабжению и логистике.

    Материально-техническое обеспечение производства – рационально организованная система обеспечения цехов, участков и рабочих мест предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы. Эта система позволяет создавать и поддерживать на оптимальном уровне запасы предметов труда в цехах, на участках и рабочих местах. Эти задачи в настоящее время относятся к сфере производственной логистики.

    Задачами материально-технического обеспечения производства является оптимальное управление материальными потоками внутри предприятия, в т.ч.:

    1. Материальными потоками, поступающими со складов сырья и материалов в цехи, участки и рабочие места предприятия;

    2. Незавершенным производством – предметами труда, которые находятся в процессе обработки в цехах предприятия.

    3. Неоконченной продукцией – предметами труда, которые переходят для обработки из одного цеха в другой цех предприятия.

    4. Готовой продукцией, которая поступает на склад готовой продукции для ее продажи потребителям.

    Решение этих задач осуществляется на основе 4-х правил логистики. 
    В систему материально-технического обеспечения производства входят: служба снабжения, закупок, закупочной логистики, склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, неоконченной и готовой продукции, подъемно-транспортное оборудование, персонал, информационные системы, система планирования и управления и все виды материальных ресурсов предприятия.

supplychain